КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА
В середине 17 века на патриарший
престол взошел патриарх Никон. Он в то время дружил еще с протопопом
Авакумом. Они поставили себе задачу провести работу по очищению и
сохранению истовоправославной церкви от различных ересей , кторовые со
временем вкрадывались в православную церковь. И тогда Никон пригласил из
Греции Священноиерархов в гости. Греки побыв на службах, осмотрев
книги, иконы.... Задали ему вопрос (Никону): - мы вроде как одной веры с
вами и вера ваша пришла от нас. и зовемся Православными. но есть
разница некая в в цервях наших. Почему имя Христа вы произносите и
пишете не ИИсус, а Исус, почему крещаетесь двумя перстами аки армяне. Ну
т.д. То есть на общий взгляд отклонения были незначительные.
И тут
пошла работа в правке этих недочетов. (1653-54гг) Стали переписываться
книги, писаться уже иным образом Святые иконы, менятся службы. И все бы
было хорошо если бы не одно "но".
Много людей не согласилось с
данной реформой. Многие говорили: - Как так, значит вера наша была
неправильной. А как же наши предки...? А как же наши святые....? И все
те кто исповедовал веру Православную и с этой верой почил. Это что?
Святые наши не святые уже и все предки наши жившие в этой вере - не
унаследовали Царствия Небесного?
Эти вопросы и многие другие
поселили в душах людей сомнения о правильности проведения данной
реформы. А реформа набирала обороты.... Стали большие гонения на людей
отказавшихся принять новшества... людей ссылали на каторги, сажали в
темници и предовали смерти. Уничтожались насельники монастырей
отказавшиеся принять "щепоть". Преследывались гонению и силные мира
сего. В их числе знаменитая боярыня Морозова - принявшая мученическую
смерть, но не отрекшаяся от старой веры (за что она канонизирована
старообрядческой церковью). Даже некоторые Святые были подвержены
"гонению", например Святая Анна Кашинская Была развенчана из лика святых
и лиш спустя 150 лет святость ее была восстановлена.
Дружба
Протопопа Авакума и Никона разорвалась и из друзей они стали рьяными
врагами. Протопоп Авакум был заточен в темницу. но и от туда он призывал
людей не отрекаться от истовой веры и непринимать никоновскую ересь.
Писал чтобы православные берегли истинную веру любым путем: бежали в
леса, при безысходности принимали самосожжение. шли в подполье. Ибо
грядет конец света и антихрист появился на земле. Среди старообрядцев
пошла молва что Никон и царь Алексей два рога сатаны, тем больше
порождая страхи свои.
Так появилось из крови и слез новое течение которое стало называть себя - старообрядчество.
Нужно
сказать что гордыня Никона росла... И ему стало мало власти равной
царю, хотелось чтоб власть эта была выше царкой. Это было одной самых
главных ошибок никна. Он был развенчан из патриархов и сослан в
монастырь. Но пришлые на его место Новые патриархи не стали поворачивать
рефрму вспять. Хотя было признано что реформа проведена была слишком
жестео и некоторые вещи можно было и не менять.
Так или иначе
гонения на старообрядцев продолжались до конца 19 века. И только при
царе Николае II было дано послабление старообрядческой церкви. Хотя как
говорят староверы... Что это слишком громко сказано.
Данный материал я излогаю своесловно, несколько утрируя некоторые вещи.
Далее я буду илогать материал о старообрядчестве и его толках
О НЕБЕСНОМ АНГЕЛЬСКОМ ВОИНСТВЕ
О существовании Небесного ангельского мира мы знаем из Священного
Писания. О том, что он создан Богом еще до создания видимого мира и человека.
Знаем, что число Ангелов неисчислимо велико и что Премудрость Божия
учредила удивительный порядок в этом Небесном воинстве, создав ангельскую
иерархию, разделив всех Ангелов на девять чинов по три чина в иерархии,
подчинив низшие чины высшим.
Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различностью
степени благодати.
Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют
Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы
соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовию к Богу, и
возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим — значит
«пламенный».
Херувимы имеют полноту ведения и обилие премудрости. Они озарены
обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут
познавать созданные существа. Престолы — эти Ангелы столь возвышены и
столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Свое
правосудие.
Вторая, средняя, иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства,
Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей,
быть выше всякого искушения, а также повелевают теми злыми духами, которые
поклялись погубить человека. Силы — это Ангелы, исполненные Божественной
крепости. Это те духи, через которых Господь совершает Свои чудеса. Им
дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам
Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти — Ангелы, имеющие
власть укрощать власть бесовскую, отражать вражий искушения. Кроме того, они
укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.
Третья, низшая, иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы
и Ангелы. Начала — чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной,
охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы
Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных
людей. Из книги пророка Даниила мы узнаем, что попечение о
иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см.: Дан. 10, 21).
Архангелы — великие благовестники Тайн Божиих, всего великого и
преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию
и разумению воли Божией.
Ангелы (последний, девятый, чин иерархии) — светлые духовные существа,
ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение.
Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших
Ангелов, начальствующих над всеми остальными, — семь.
В книге Товита мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я —
Рафаил, один из семи святых Ангелов» (Тов. 12, 15). И в Откровении Иоанна
Богослова говорится о семи духах, иже пред престолом Божиим (см.: Откр. 1, 4). К
ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила,
Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.
1. Архангел Михаил — первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией.
Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами.
Или изображается один в одежде воина с мечом или копнем в руке, попирающий
ногами дракона или древнего змия — диавола. Так он изображается в память о
том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами — служителями
Божиими и злыми духами — ангелами, отпавшими от Бога и ставшими
служителями сатаны.
Иногда он изображается с копнем, верх которого украшает белая хоругвь с
крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее
нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.
2. Архангел Гавриил — провозвестник судеб Божиих и служитель Его
всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке. Или с фонарем,
внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая
в фонаре, означает, что часто судьбы Божий бывают сокрыты до времени их
исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно
смотрит в зерцало своей совести и слова Божия.
3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным
маслом. Имя Рафаил означает «милосердие», «помощь всем страждущим».
4. Уриил — Архангел света и огня Божия — изображается с опущенной вниз
молнией. Он озаряется огнем
пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О
нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей,
посвятивших себя наукам.
5. Селафиил — Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в
молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.
6. Иегудиил — «хвала Божия». Изображается с золотым венцом в одной руке и
с бичом из трех шнуров в другой. Венец — для поощрения людей, подвизающихся
во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.
7. Варахиил — Архангел Божиих благословений, во время земной жизни
посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.
Таковы Архангелы.
А теперь об Ангелах.
Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас.
Поэтому все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать
своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие
близ себя.
А для этого необходимо знать нам о нем как можно больше.
Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это
безплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены
Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как
своего Творца, так и людей и быть живым образцом Божиих совершенств. Они —
верные служители Божий, исполнители Его воли. Они не только способны
понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ,
и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог
доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим
Ангелом Хранителем.
Мы грешные люди, и своими телесными очами мы не видим Ангелов, хотя
они и присутствуют всегда в храмах за нашими богослужениями. Не видим мы и
своего Ангела Хранителя, хотя он постоянно находится около нас. Но нам
необходимо научиться ощущать душой и зреть своими духовными очами
присутствие нашего небесного покровителя.
Верование нашей Церкви в то, что каждый христианин имеет своего Ангела
Хранителя, основано на свидетельствах Священного Писания и учении Святых
Отцов. Сам Господь в Святом Евангелии указывает нам на это: «Смотрите, не
презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах
всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).
И жития святых говорят нам о том же. Они повествуют нам, как великие
угодники Божий и преподобные отцы и видели, и беседовали со своими Ангелами.
Многие свидетельства этому мы можем найти у пустынножителей (особенно
египетских), а также из жития подвижников более поздних веков и очень близких
к нам.
По учению Церкви, каждому из нас в святые минуты Крещения дается Богом
Ангел Хранитель, и он сопутствует нам, охраняя нас на всем нашем жизненном
пути, и всегда находится в непосредственной близости с нами.
Святой Василий Великий учит, что с каждым из верных (то есть верующих)
есть Ангел, который как детоводитель и пастырь управляет его жизнью.
Подобно Василию Великому и святой Анастасий Синаит, выражая учение
Церкви, говорит: «Тем, которые сподобились Крещения, даны от Бога Ангелы,
заботящиеся о них и содействующие им».
Но, хотя мы по греховности своей и по душевной нечистоте и не видим
Ангелов, как видят их святые, мы веруем, что они окружают нас, просвещают
наш разум в познании Бога, наставляют в любви к Богу и к людям, побуждают к
молитве и ко всему святому, чистому и возвышенному. Они наполняют нашу
душу внутренним миром.
Святые Отцы — Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Василий Великий,
Григорий Богослов и ряд других, — оставившие нам учение о Небесной
ангельской иерархии, указали на то, что наши Ангелы Хранители, служители и
устроители нашего спасения, занимают девятый, то есть самый последний, чин в
иерархии.
Но это не должно смущать никого из нас. Хотя они и стоят в самом конце
иерархии и, следовательно, больше других удалены от Бога; но если бы мы
оказались способными увидеть их — мы изумились бы их красоте, их
благородству и не смогли бы перенести восторга и удивления.
Мы должны быть счастливы от сознания того, что Ангелы Хранители — это
служители нашего спасения, что мы не одиноки в нашей земной жизни, в своих
трудах ради спасения своей бессмертной души. Мы должны быть твердо уверены,
что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед,
встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева
Божия.
Наш Ангел Хранитель — это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас
всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие ее сильно, так как,
созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.
Не надо смущаться тем, что наш Ангел Хранитель в Небесной ангельской
иерархии занимает девятое — последнее место. Его служение велико в очах
Божиих. Он предназначен охранять и спасать нас, людей, а человек, как всем нам
хорошо известно, венец творения Божия.
Наш Ангел Хранитель — это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое
же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в
младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего
крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем.
И, если мы сами не оттолкнем его от себя во время нашей земной жизни, он
поведет нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе
с телом.
Если Бог послал Ангела оберегать и защищать человека, Он в то же время дал
ему и силу для одоления врагов.
Наши Ангелы Хранители могущественны и своими личными доблестями,
могущественны и молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу.
Все, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое
доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела — все это в нас
рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела Хранителя.
Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он (наш Ангел) удерживает нас от
греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает
нам страх пред тяжким грехопадением.
Когда Ангел Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески
старается нас ободрить, утвердить на этом пути.
Если мы впадаем в грех и уклоняемся от пути спасения, какую трогательную
заботу проявляет он, чтобы вернуть в стадо Христово заблудшую овцу!
В то время, когда, увлеченные мирской суетой, мы перестаем слушать его и
впадаем в грех, Ангел на время нашей нераскаянности отходит от нас, плачет о
нас, со стороны наблюдая за нами, просит за нас Бога, чтобы Он потерпел и
помедлил с наказанием. Но в то же время он не перестает стучать в нашу совесть с
целью пробудить покаяние в нас.
Данный нам Ангел Хранитель — это как бы расширенная и раскрытая наша
совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему
в этом, мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить
его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к
благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его, как старшего и
сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нем, не молимся
ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою
заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, он умоляет Бога
о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.
Святые Отцы учат, что нам надо постоянно стремиться к тому, чтобы
приблизиться и познать своего Ангела Хранителя так, чтобы однажды вырвалось
из нашей груди: «Ангел Божий, Ангел небесный, Ангел утешитель мой, явись мне,
откройся моему сердцу! К несчастью моему, я до сих пор не знал тебя. Говори
моему сердцу, оно послушает тебя, послушает твои внушения и исполнит их».
Поэтому и надо постараться всем нам приобрести такое настроение нашей
души.
По учению Церкви, Ангел Хранитель предстанет пред каждым из нас и в
таинственную, страшную, священную и неизбежную минуту нашей смерти. Вот
тогда-то мы будем просить и умолять его, чтобы он не отходил от нас. Не оставлял
нас при прохождении мытарств; потому что нам очень страшно будет без него.
И как глубоко мы будем сожалеть тогда, что при жизни своей сами удалялись
от него, забывали молиться ему, особенно в минуты опасности.
И как будут блаженны те из нас, кто приучил себя при жизни молитвенно
обращаться к нему: «Ангел Хранитель мой! Когда же настанет час кончины
моей, поспеши ко мне на помощь при разлучении души от тела; 'будь моим
утешителем в борьбе со смертию; приими под свою защиту, когда перейду в
область вечности, когда изыду из мира сего и вступлю в неизвестный мне мир;
ободри меня своим присутствием... Да увижу тебя одесную мене стояща, светла,
тиха, заступника моего...»
Если душа человека окажется достойной, то Ангел Хранитель будет
сопровождать ее в поклонении Богу в 3й, 9й и 40й день по кончине и не оставит и
в загробном бытии.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА - ИСТОЧНИК
В середине 17 века на патриарший
престол взошел патриарх Никон. Он в то время дружил еще с протопопом
Авакумом. Они поставили себе задачу провести работу по очищению и
сохранению истовоправославной церкви от различных ересей , кторовые со
временем вкрадывались в православную церковь. И тогда Никон пригласил из
Греции Священноиерархов в гости. Греки побыв на службах, осмотрев
книги, иконы.... Задали ему вопрос (Никону): - мы вроде как одной веры с
вами и вера ваша пришла от нас. и зовемся Православными. но есть
разница некая в в цервях наших. Почему имя Христа вы произносите и
пишете не ИИсус, а Исус, почему крещаетесь двумя перстами аки армяне. Ну
т.д. То есть на общий взгляд отклонения были незначительные.
И тут
пошла работа в правке этих недочетов. (1653-54гг) Стали переписываться
книги, писаться уже иным образом Святые иконы, менятся службы. И все бы
было хорошо если бы не одно "но".
Много людей не согласилось с
данной реформой. Многие говорили: - Как так, значит вера наша была
неправильной. А как же наши предки...? А как же наши святые....? И все
те кто исповедовал веру Православную и с этой верой почил. Это что?
Святые наши не святые уже и все предки наши жившие в этой вере - не
унаследовали Царствия Небесного?
Эти вопросы и многие другие
поселили в душах людей сомнения о правильности проведения данной
реформы. А реформа набирала обороты.... Стали большие гонения на людей
отказавшихся принять новшества... людей ссылали на каторги, сажали в
темници и предовали смерти. Уничтожались насельники монастырей
отказавшиеся принять "щепоть". Преследывались гонению и силные мира
сего. В их числе знаменитая боярыня Морозова - принявшая мученическую
смерть, но не отрекшаяся от старой веры (за что она канонизирована
старообрядческой церковью). Даже некоторые Святые были подвержены
"гонению", например Святая Анна Кашинская Была развенчана из лика святых
и лиш спустя 150 лет святость ее была восстановлена.
Дружба
Протопопа Авакума и Никона разорвалась и из друзей они стали рьяными
врагами. Протопоп Авакум был заточен в темницу. но и от туда он призывал
людей не отрекаться от истовой веры и непринимать никоновскую ересь.
Писал чтобы православные берегли истинную веру любым путем: бежали в
леса, при безысходности принимали самосожжение. шли в подполье. Ибо
грядет конец света и антихрист появился на земле. Среди старообрядцев
пошла молва что Никон и царь Алексей два рога сатаны, тем больше
порождая страхи свои.
Так появилось из крови и слез новое течение которое стало называть себя - старообрядчество.
Нужно
сказать что гордыня Никона росла... И ему стало мало власти равной
царю, хотелось чтоб власть эта была выше царкой. Это было одной самых
главных ошибок никна. Он был развенчан из патриархов и сослан в
монастырь. Но пришлые на его место Новые патриархи не стали поворачивать
рефрму вспять. Хотя было признано что реформа проведена была слишком
жестео и некоторые вещи можно было и не менять.
Так или иначе
гонения на старообрядцев продолжались до конца 19 века. И только при
царе Николае II было дано послабление старообрядческой церкви. Хотя как
говорят староверы... Что это слишком громко сказано.
Данный материал я излогаю своесловно, несколько утрируя некоторые вещи.
Далее я буду илогать материал о старообрядчестве и его толках
О НЕБЕСНОМ АНГЕЛЬСКОМ ВОИНСТВЕ
О существовании Небесного ангельского мира мы знаем из Священного
Писания. О том, что он создан Богом еще до создания видимого мира и человека.
Знаем, что число Ангелов неисчислимо велико и что Премудрость Божия
учредила удивительный порядок в этом Небесном воинстве, создав ангельскую
иерархию, разделив всех Ангелов на девять чинов по три чина в иерархии,
подчинив низшие чины высшим.
Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различностью
степени благодати.
Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют
Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы
соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовию к Богу, и
возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим — значит
«пламенный».
Херувимы имеют полноту ведения и обилие премудрости. Они озарены
обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут
познавать созданные существа. Престолы — эти Ангелы столь возвышены и
столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Свое
правосудие.
Вторая, средняя, иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства,
Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей,
быть выше всякого искушения, а также повелевают теми злыми духами, которые
поклялись погубить человека. Силы — это Ангелы, исполненные Божественной
крепости. Это те духи, через которых Господь совершает Свои чудеса. Им
дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам
Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти — Ангелы, имеющие
власть укрощать власть бесовскую, отражать вражий искушения. Кроме того, они
укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.
Третья, низшая, иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы
и Ангелы. Начала — чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной,
охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы
Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных
людей. Из книги пророка Даниила мы узнаем, что попечение о
иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см.: Дан. 10, 21).
Архангелы — великие благовестники Тайн Божиих, всего великого и
преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию
и разумению воли Божией.
Ангелы (последний, девятый, чин иерархии) — светлые духовные существа,
ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение.
Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших
Ангелов, начальствующих над всеми остальными, — семь.
В книге Товита мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я —
Рафаил, один из семи святых Ангелов» (Тов. 12, 15). И в Откровении Иоанна
Богослова говорится о семи духах, иже пред престолом Божиим (см.: Откр. 1, 4). К
ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила,
Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.
1. Архангел Михаил — первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией.
Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами.
Или изображается один в одежде воина с мечом или копнем в руке, попирающий
ногами дракона или древнего змия — диавола. Так он изображается в память о
том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами — служителями
Божиими и злыми духами — ангелами, отпавшими от Бога и ставшими
служителями сатаны.
Иногда он изображается с копнем, верх которого украшает белая хоругвь с
крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее
нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.
2. Архангел Гавриил — провозвестник судеб Божиих и служитель Его
всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке. Или с фонарем,
внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая
в фонаре, означает, что часто судьбы Божий бывают сокрыты до времени их
исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно
смотрит в зерцало своей совести и слова Божия.
3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным
маслом. Имя Рафаил означает «милосердие», «помощь всем страждущим».
4. Уриил — Архангел света и огня Божия — изображается с опущенной вниз
молнией. Он озаряется огнем
пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О
нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей,
посвятивших себя наукам.
5. Селафиил — Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в
молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.
6. Иегудиил — «хвала Божия». Изображается с золотым венцом в одной руке и
с бичом из трех шнуров в другой. Венец — для поощрения людей, подвизающихся
во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.
7. Варахиил — Архангел Божиих благословений, во время земной жизни
посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.
Таковы Архангелы.
А теперь об Ангелах.
Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас.
Поэтому все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать
своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие
близ себя.
А для этого необходимо знать нам о нем как можно больше.
Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это
безплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены
Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как
своего Творца, так и людей и быть живым образцом Божиих совершенств. Они —
верные служители Божий, исполнители Его воли. Они не только способны
понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ,
и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог
доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим
Ангелом Хранителем.
Мы грешные люди, и своими телесными очами мы не видим Ангелов, хотя
они и присутствуют всегда в храмах за нашими богослужениями. Не видим мы и
своего Ангела Хранителя, хотя он постоянно находится около нас. Но нам
необходимо научиться ощущать душой и зреть своими духовными очами
присутствие нашего небесного покровителя.
Верование нашей Церкви в то, что каждый христианин имеет своего Ангела
Хранителя, основано на свидетельствах Священного Писания и учении Святых
Отцов. Сам Господь в Святом Евангелии указывает нам на это: «Смотрите, не
презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах
всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).
И жития святых говорят нам о том же. Они повествуют нам, как великие
угодники Божий и преподобные отцы и видели, и беседовали со своими Ангелами.
Многие свидетельства этому мы можем найти у пустынножителей (особенно
египетских), а также из жития подвижников более поздних веков и очень близких
к нам.
По учению Церкви, каждому из нас в святые минуты Крещения дается Богом
Ангел Хранитель, и он сопутствует нам, охраняя нас на всем нашем жизненном
пути, и всегда находится в непосредственной близости с нами.
Святой Василий Великий учит, что с каждым из верных (то есть верующих)
есть Ангел, который как детоводитель и пастырь управляет его жизнью.
Подобно Василию Великому и святой Анастасий Синаит, выражая учение
Церкви, говорит: «Тем, которые сподобились Крещения, даны от Бога Ангелы,
заботящиеся о них и содействующие им».
Но, хотя мы по греховности своей и по душевной нечистоте и не видим
Ангелов, как видят их святые, мы веруем, что они окружают нас, просвещают
наш разум в познании Бога, наставляют в любви к Богу и к людям, побуждают к
молитве и ко всему святому, чистому и возвышенному. Они наполняют нашу
душу внутренним миром.
Святые Отцы — Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Василий Великий,
Григорий Богослов и ряд других, — оставившие нам учение о Небесной
ангельской иерархии, указали на то, что наши Ангелы Хранители, служители и
устроители нашего спасения, занимают девятый, то есть самый последний, чин в
иерархии.
Но это не должно смущать никого из нас. Хотя они и стоят в самом конце
иерархии и, следовательно, больше других удалены от Бога; но если бы мы
оказались способными увидеть их — мы изумились бы их красоте, их
благородству и не смогли бы перенести восторга и удивления.
Мы должны быть счастливы от сознания того, что Ангелы Хранители — это
служители нашего спасения, что мы не одиноки в нашей земной жизни, в своих
трудах ради спасения своей бессмертной души. Мы должны быть твердо уверены,
что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед,
встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева
Божия.
Наш Ангел Хранитель — это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас
всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие ее сильно, так как,
созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.
Не надо смущаться тем, что наш Ангел Хранитель в Небесной ангельской
иерархии занимает девятое — последнее место. Его служение велико в очах
Божиих. Он предназначен охранять и спасать нас, людей, а человек, как всем нам
хорошо известно, венец творения Божия.
Наш Ангел Хранитель — это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое
же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в
младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего
крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем.
И, если мы сами не оттолкнем его от себя во время нашей земной жизни, он
поведет нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе
с телом.
Если Бог послал Ангела оберегать и защищать человека, Он в то же время дал
ему и силу для одоления врагов.
Наши Ангелы Хранители могущественны и своими личными доблестями,
могущественны и молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу.
Все, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое
доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела — все это в нас
рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела Хранителя.
Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он (наш Ангел) удерживает нас от
греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает
нам страх пред тяжким грехопадением.
Когда Ангел Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески
старается нас ободрить, утвердить на этом пути.
Если мы впадаем в грех и уклоняемся от пути спасения, какую трогательную
заботу проявляет он, чтобы вернуть в стадо Христово заблудшую овцу!
В то время, когда, увлеченные мирской суетой, мы перестаем слушать его и
впадаем в грех, Ангел на время нашей нераскаянности отходит от нас, плачет о
нас, со стороны наблюдая за нами, просит за нас Бога, чтобы Он потерпел и
помедлил с наказанием. Но в то же время он не перестает стучать в нашу совесть с
целью пробудить покаяние в нас.
Данный нам Ангел Хранитель — это как бы расширенная и раскрытая наша
совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему
в этом, мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить
его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к
благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его, как старшего и
сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нем, не молимся
ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою
заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, он умоляет Бога
о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.
Святые Отцы учат, что нам надо постоянно стремиться к тому, чтобы
приблизиться и познать своего Ангела Хранителя так, чтобы однажды вырвалось
из нашей груди: «Ангел Божий, Ангел небесный, Ангел утешитель мой, явись мне,
откройся моему сердцу! К несчастью моему, я до сих пор не знал тебя. Говори
моему сердцу, оно послушает тебя, послушает твои внушения и исполнит их».
Поэтому и надо постараться всем нам приобрести такое настроение нашей
души.
По учению Церкви, Ангел Хранитель предстанет пред каждым из нас и в
таинственную, страшную, священную и неизбежную минуту нашей смерти. Вот
тогда-то мы будем просить и умолять его, чтобы он не отходил от нас. Не оставлял
нас при прохождении мытарств; потому что нам очень страшно будет без него.
И как глубоко мы будем сожалеть тогда, что при жизни своей сами удалялись
от него, забывали молиться ему, особенно в минуты опасности.
И как будут блаженны те из нас, кто приучил себя при жизни молитвенно
обращаться к нему: «Ангел Хранитель мой! Когда же настанет час кончины
моей, поспеши ко мне на помощь при разлучении души от тела; 'будь моим
утешителем в борьбе со смертию; приими под свою защиту, когда перейду в
область вечности, когда изыду из мира сего и вступлю в неизвестный мне мир;
ободри меня своим присутствием... Да увижу тебя одесную мене стояща, светла,
тиха, заступника моего...»
Если душа человека окажется достойной, то Ангел Хранитель будет
сопровождать ее в поклонении Богу в 3й, 9й и 40й день по кончине и не оставит и
в загробном бытии.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА - ИСТОЧНИК